Советы родителям двоих детей
- Не сравнивайте детей друг с другом!
Сравнивая своих детей, постоянно подчеркивая недостатки или достоинства одного или другого (даже мысленно!), мы допускаем первую грубейшую ошибку – мы засеваем семена вражды и соперничества между нашими детьми.
Не позволяйте это делать и окружающим (бабушкам, дедушкам, соседям). Очень трудно удержаться от сравнивания: «А старший все время просыпался по ночам, а зубы раньше пошли…» Бывает, детей сравнивают, подчеркивая недостатки одного и достоинства другого: «Бери пример с брата!», «Посмотри, какая сестренка послушная!» Это, конечно, усугубляет чувство ревности и враждебности между детьми. Даже близнецы не бывают одинаковыми, а тем более обычные брат и сестра – разные по внешности, темпераменту, реакции, интересам. То, что не составляет труда для одного, может быть проблемой для другого. Нет смысла сравнивать двух совершенно разных людей.
- Уравнивать детей тоже не нужно. «Я люблю вас одинаково!» – одна из худших фраз. Дети не верят этому утверждению, ведь они прекрасно чувствуют, какие они разные.
Многие дети однажды спрашивают у родителей, кого же из них любят больше. Может, это провокация, а может, реальная неуверенность в вашей любви (порой родители посылают очень противоречивые сигналы своим детям). Лучше всего предупредить их вопросы и показать образную картинку. Например, можно рассказать о том, что любовь как огонь свечи: огня не становится меньше, если зажигать все новые и новые свечи от первой. Огонь делится, удваивается, утраивается… Продемонстрируйте это, зажигая свечи. Это удивительное открытие поражает даже многих взрослых. Только вдумайтесь! Любовь не картошка, которую можно взвесить и узнать, сколько же килограммов, не пирог, который придется поделить… Это скорее пламя, которое множится и разгорается, когда в него подбрасывают топливо. Нужно только подбрасывать дрова, а не заливать его водой.
- Рассказывать ребенку про него, любимого. Расскажите ему историю его появления (как он рос в мамином животике, как все радовались этому и ждали его появления), подкрепите рассказ показом фотографий, дайте ребенку понять, что вы завели не другого, а еще одного малыша.
- Разыгрывайте маленькие сценки, где есть мама, папа, двое детей (заяц, зайчиха, двое зайчат), делайте это как бы между прочим, ведь это очень естественно – иметь большую семью. Рассказывайте и читайте сказки, в которых у героя появляется (или есть) брат или сестра и т. п., например «Семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Хвалите и благодарите старшего за участие, интерес, внимание, помощь младшему, даже если последствия этого интереса вам не понравились. Развивайте в нем гордость старшего, но не перегибайте палку. Наблюдайте, насколько у него хватает сил, и не требуйте большего, дайте время, ведь воспитание Любви – большая душевная работа.
- У каждого из детей должна быть собственность – свое пространство, своя одежда, свои игрушки для обмена и т. д. А главное – любовь родителей. Не считайте, что старший должен отдать, как минимум, половину своих вещей младшему, поделиться игрушками, комнатой. Уважайте собственность каждого из детей, чувства каждого из детей, не давайте их в обиду друг другу.
- Придумайте для каждого ребенка собственные «ласковые слова», и не называйте младшего ребенка теми словами, которые раньше принадлежали старшему: «малыш», «солнышко мое», «котеныш» и прочие.
- Если покупаете новую одежду и игрушки для младшего ребенка, купите и для старшего – он будет счастлив. Ребенок должен знать, что он по-прежнему любим, о нем не забывают.
- Не пренебрегайте одним ребенком ради другого. Отправить старшего к бабушке в связи с какой-либо ситуацией, а младшего оставить дома, отправиться в отпуск с одним из детей – это и есть пренебрежение, на котором прорастают боль, зависть и соперничество детей. Преодолевайте трудности вместе, учите детей ладить в любых ситуациях. Разлучая их, вы лишаете их этих ситуаций, ситуаций для внутреннего роста, развития любви и дружбы. И себя, кстати, тоже. Учитесь справляться все вместе.
- Защищать нужно обоих, а не «самого слабого», «самого маленького». Можно поругать младшего: «Ай-яй, я не разрешаю старшего обижать, он тоже мой родной сыночек, нельзя его бить. Я старшему не разрешу тебя обижать, но и тебе не разрешу…», «Не обижай братика (сестричку), он тоже еще маленький, осторожно, не дерись, теперь нужно его пожалеть».
- Почаще используйте тактильный контакт. Придумайте некие ритуалы, это поможет вам не забывать об этом. Например, обняв ребенка, ежедневно читать ему книжку или играть в «щекоталки», делать легкий массажик перед сном, обниматься после обеда, завтрака и ужина.
|