Когда у ребёнка эмоциональная проблема, он хочет, чтобы вы поняли, что он чувствует.
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы понимаете его эмоциональное состояние, «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок и назвать «по имени» это его чувство или переживание.
Это называется АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
В вашем ответе вы должны повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Ваши ответы при активном слушании ребенка должны выглядеть примерно так:
- «Он отобрал твою машинку, ты очень огорчен и рассержен на него»
- «Ты не хочешь надевать эту шапку, потому что она тебе не нравится»
- «Ты говоришь, что не любишь меня, потому что ты на меня обиделся»
Результаты такого слушания:
1. Сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, проговорив ее.
Если вы решили активно послушать ребенка, то:
1. ОБЯЗАТЕЛЬНО повернитесь к нему лицом, присядьте около него, очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
Нельзя слушать ребенка, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету или лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Ребенок любого возраста отлично их «читает», даже не отдавая себе сознательного отчета в том.
2. Если вы беседуете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Например:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
Возможные неправильные реплики:
- А что случилось?
- Ты что, на него обиделся?
Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», а не его чувствами. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.
3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
Практические задания:
1. Перед вами таблица, которая поможет вам в активном слушании ребёнка, потренируйтесь в её заполнении.
- Запишите в левую графу ситуации и слова ребёнка, которые возникали в вашем повседневном общении.
- Затем заполните графу «Чувства ребёнка»: какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
- Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребёнка, обозначьте в нём чувство, которое он испытывает (см.образец)
Ситуация и слова ребёнка
|
Чувства ребёнка
|
Ваш ответ
|
Сегодня Ваня выхватил у меня куклу и у неё порвалось платье
|
Огорчение, обида
|
Ты очень расстроилась и было очень обидно
|
2.Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребёнком: замечайте моменты его переживаний, когда он обижен, расстроен, не хочет, устал, рассержен, радостен, увлечён, нетерпелив… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
|