Четверг
02.05.2024
15:32
Приветствую Вас Гость
RSS

 
МБДОУ детский сад "Золотой петушок"
села Доброе
Главная Регистрация Вход
Слушаем ребенка »
Меню сайта

Информация

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Когда у ребёнка эмоциональная проблема, он хочет, чтобы вы поняли, что он чувствует.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы понимаете его эмоциональное состояние, «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок и назвать «по имени» это его чувство или переживание. 

Это называется АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

В вашем ответе вы должны повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Ваши ответы при активном слушании ребенка должны выглядеть примерно так:

- «Он отобрал твою машинку, ты очень огорчен и рассержен на него»
- «Ты не хочешь надевать эту шапку, потому что она тебе не нравится»

- «Ты говоришь, что не любишь меня, потому что ты на меня обиделся»

Результаты такого слушания:

1. Сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, проговорив ее.

 

Если вы решили активно послушать ребенка, то:
1. ОБЯЗАТЕЛЬНО повернитесь к нему лицом, присядьте около него, очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Нельзя слушать ребенка, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету или лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Ребенок любого возраста отлично их «читает», даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

2. Если вы беседуете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:
- А что случилось?
- Ты что, на него обиделся?

Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», а не его чувствами. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся. 

3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
 

Практические задания:

1. Перед вами таблица, которая поможет вам в активном слушании ребёнка, потренируйтесь в её заполнении.

- Запишите в левую графу ситуации и слова ребёнка, которые возникали в вашем повседневном общении.

- Затем заполните графу «Чувства ребёнка»: какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

- Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребёнка, обозначьте в нём чувство, которое он испытывает (см.образец)

Ситуация и слова ребёнка

Чувства ребёнка

Ваш ответ

Сегодня Ваня выхватил у меня куклу и у неё порвалось платье

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась и было очень обидно

 

2.Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребёнком: замечайте моменты его переживаний, когда он обижен, расстроен, не хочет, устал, рассержен, радостен, увлечён, нетерпелив… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.



 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz