Проект
научно-исследовательской деятельности
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
«Живое-неживое»
Цель проекта: дать детям представление о понятиях «живое» и «неживое», признаках и свойствах живого и неживого.
Задачи:
с помощью экспериментально-исследовательской деятельности определить:
- какие предметы являются живыми или неживыми;
- определить свойства предметов живого и неживого мира;
- определить условия, необходимые для роста и развития живых объектов.
Ход исследовательской деятельности:
Опыт № 1. Рождение растения
Возьмите 4 фасолины и 1 камушек. Замочить все это в воде.
На следующий день воду вылейте. Заверните семена и камень во влажную салфетку. Наблюдайте с ребёнком, когда у семени появится корешок.
Задайте ребенку вопросы: Как изменились семена фасоли? Изменился ли камень?
Посадите семена фасоли по одному в пластмассовый стаканчик и камешек тоже. Поставьте стаканчики в теплое место, поливайте и каждый день наблюдайте с ребенком, что произойдет в каждом из стаканчиков.
Задайте ребенку вопросы: Что произошло в стаканчиках с семенами фасоли? А что произошло в стаканчике с камнем?
Как ты думаешь, что является живым: семена или камень? Почему?
Подведите к выводу: Из семени рождается растение – значит, семя живое. Из камешка не рождается – значит, он неживой.
Опыт № 2. Рост.
Поливайте по необходимости стаканчики с семенами и стаканчик с камнем.Продолжайте наблюдение и отмечайте изменения: с каждым днём растения становятся выше, меняются количество и форма листьев.
Задайте ребенку вопросы: Что происходит с растением? А что происходит в стаканчике с камнем?
Подведите к выводу: Фасоль растёт – значит живая, камешек не растёт – значит неживой.
Опыт № 3. Какие нужны условия для роста и развития растений.
Оставьте один стаканчик с фасолью на свету, в тепле и следите за влажностью почвы;
второй стаканчик поставьте в холод,
третий - в темноту,
а четвертый - не поливайте.
Каждый день наблюдайте с ребенком за изменениями в стаканчиках.
Задайте ребенку вопросы: Что происходит с каждым из растений?
Опыт №4. Дышит ли растение?
Задайте ребенку вопрос: Если растение живое, то, может быть, оно дышит? Давай проверим.
Пусть ребенок подышит в пустую банку, ее стенки запотеют. Обратите на это внимание ребенка, объясните, что в результате дыхания выделяется влага, которая и оседает на стенках.
Накройте фасоль сухой банкой и оставьте. Наблюдайте каждый день, пока на стенках банки появятся капельки воды.
Подведите к выводу: растения дышат.
Опыт №5. Может ли растение двигаться?
Задайте ребенку вопрос: Если растение живое, то, может быть, оно умеет двигаться? Как ты думаешь? Давай проверим.
Чтобы узнать, как растение двигается, стороны стаканчика пометьте цветной бумагой: с одной стороны синей, с другой – желтой.
Поверните стаканчик к свету жёлтой стороной. Наблюдайте, пока растение потянется к свету.
Поверните растение к свету синей стороной. Продолжайте наблюдать, пока листья опять повернутся к свету.
Задайте ребенку вопросы: Что происходит с растением? Почему? В какую сторону всегда поворачивается растение?
Подведите к выводу: растения двигаются.
Будет отлично, если вы будете вести дневник наблюдений, в котором будете схематично отмечать результаты наблюдений!
Такая наглядность поможет ребенку хорошо усвоить новые знания!
Также будет отлично, если вы сможете запечатлеть на фото всю вашу деятельность!
Успехов вам!
|